История абортов в России и мнение психолога о прерывании беременности
Как же много дискуссий вызывают аборты. Это и порицают, и легализуют, кто-то искренне считает убийцами тех женщин, которые решают прервать свою беременность, кто-то выходит на протесты насчет легализации абортов. Но это не отменяет того факта, что в обществе в большинстве своем относятся негативно к процедуре.
Отношение общества и государства к абортам в различные времена было разным. Оно зависело от особенностей общественного и государственного строя, от экономических и социальных условий жизни, от численности и плотности населения в стране, от развития религиозных верований и т. д.

В России XV - XVIII веков за вытравление плода зельем или с помощью бабки-повитухи священник накладывал на женщину епитимью (епитимия – духовно-исправительная мера, направленная на исправление человека) сроком от 5 до 15 лет.

Во второй половине XVII века специальным законом, принятым царем Алексеем Михайловичем Романовым, за искусственное прерывание беременности как мера наказания была установлена смертная казнь. В 1715 году Петр I своим указом смягчил это наказание, отменив казнь.

По положению о наказаниях 1845 года аборт приравнивался к умышленному детоубийству. Вина за это преступление возлагалась как на людей, осуществлявших изгнание плода, так и на самих женщин. Аборт карался каторжными работами от 4 до 10 лет для врача и ссылкой в Сибирь или пребыванием в исправительном учреждении от 4 до 6 лет для самой женщины.

Более поздний законопроект российского министерства юстиции грозил матери, виновной в умерщвлении плода, заключением в исправительном доме сроком до 3 лет.

После революции ситуация изменилась. Свободная любовь начала восприниматься как условие раскрепощения женщины. В сочетании с отсутствием противозачаточных средств это вело к стремительному росту числа внебрачных детей.

Советская республика стала первой в мире страной, узаконившей аборты.

Однако эра легальных абортов оказалась недолгой. Государство постепенно брало под контроль едва ли не все сферы жизни своих граждан, и в 1930-е годы очередь дошла до деторождения. Поэтому эта процедура стал платным, с тех самых пор аборт не запрещался на территории нашей страны.

Я пообщалась с психологом Анной Чиж, и задала ей интересующие меня вопросы, на эту, довольно скандальную тему.

Вопрос слишком избитый, но все же, почему же женщины делают аборт?
Аборт — это искусственное прерывание беременности, к факту которого многие к относились неоднозначно во все времена. Кто-то очень жёстко осуждает женщин в этом выборе, кто-то относится более спокойно, с некоторой толерантностью, с пониманием. В современном мире есть достаточный выбор контрацепции, но аборт по-прежнему остается распространённым видом контроля рождаемости.
Причины прерывания беременности можно разделить на две группы: одни, осознаваемые, лежат на поверхности, другие не осознаны, кроются в глубине души. К поверхностным причинам относится такие причины как, трудности в жизненных ситуациях, недостаток материальных ресурсов, психологическая неготовность к материнству, страх изменений в привычном укладе жизни, возможно, у женщины приоритет в карьере, приоритет во внешности, и ей не хочется это менять. Ещё одна причина — это недостаточная надёжность или неправильное использование контрацептивов. Вторая группа причин — это глубинные причины, как правило неосознаваемый женщиной, то есть они служат средством достижения бессознательных целей.
Как с помощью психологии можно объяснить аборт?
Аборт можно рассмотреть, как заявление всем что я стала взрослой. Я часто повторяю, что такое утверждение как «Моё тело — мои правила» является, в большинстве случаев попыткой сепарироваться от гиперопекающих родителей. Можно ещё указать ряд причин, такие как, стремление завершить что-то. То есть это переломный момент, когда одна на часть личности умирает и рождается другая. Перинатальные психологи считают, что с абортом, (перинатальной утратой) родители лишаются будущего. С утратой ребёнка они теряют смысл жизни.
Можно подробнее про перинатальную утрату?
Перинатальная утрата — это искусственное прерывание беременности (аборт), самопроизвольный выкидыш, замершая беременность, смерть ребенка в родах или в первые часы после родов. Даже, если аборт осознанный, то у многих женщин наблюдается постабортный синдром — это психопатологическое явление и состояния, возникающее после прерывания беременности. То есть, чувство вины, опустошение, утраты, депрессия, тревожные мысли, возможно, кошмарные сновидения, эмоциональная отгороженность, саморазрушающее поведение, нарушение межличностных взаимоотношений с близкими. Если возникают непереносимые чувства, то необходимо обратиться к психологу.
Могут ли детские травмы повлиять на решение об аборте?
Я считаю, что детские травмы влияет на решение во взрослой жизни.
— Правильно ли то, что предабортный прием психолога в женской консультации – это уже нормальная ситуация, входящая в ОМС?
Конечно, я считаю, что да, нормально. Предабортный прием или доабортное консультирование, это как цель поддержать женщину в непростом выборе и рассмотреть явные и скрытые цели, толкающие её на этот шаг. Также считаю, что важно постабортное консультирование, так как необходимо женщине прожить утрату и отпустить ситуацию.
Почему важно давать девушкам свободу на прерывании беременности?
Важно давать женщинам свободу на прерывание беременности, так как решение рожать или нет — очень важный выбор в её жизни, и если у неё не будет этого права, то возможно она пойдет на крайние меры. Тема аборта не может обойти и религиозный, и моральный выбор. И какой бы женщина выбор не сделала, она нуждается в поддержке как со стороны своего партнера и близких, так и от государства в лице психолога.
Виктория Чиж
автор